Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализуется Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» от 11 декабря 2018 г. № 4 (далее - Федеральный проект).
Цель Федерального проекта - обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве к 2024 году не менее 126 тыс. человек, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Вместе с тем паспортом национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрено достижение к 2024 году целевого показателя по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек.
Согласно методике расчета указанного показателя, установленной приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2019 г. № 239, к числу занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, относятся:
- сумма среднесписочной численности работников юридических лиц;
- сумма среднесписочной численности работников индивидуальных предпринимателей;
- вновь созданные юридические лица;
- индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- количество плательщиков налога на профессиональный доход.
Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении
эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» предусмотрена с 2019 года возможность применения физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получающими доходы от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, специального льготного режима налогообложения «Налога на профессиональный доход» (далее - НПД).
Вместе с тем, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 15 декабря 2019 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» с 1 января 2020 года возможность применения НПД предусмотрена также в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.
В отрасли сельского хозяйства значительная часть производства продукции осуществляется в личных подсобных хозяйствах граждан (далее - ЛПХ).
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года 2,4 млн личных подсобных хозяйств и иных индивидуальных хозяйств граждан осуществляют производства сельскохозяйственной продукции с целью получения дополнительных или основных денежных средств. Указанные граждане являются потенциальными субъектами малого и среднего предпринимательства и основой для создания крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Федеральный закон № 112-ФЗ) ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 13 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложению не подлежат доходы физических лиц, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде).
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:
- если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ;
- если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается в размере 0,5 га. При этом максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Таким образом, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, не должен составлять более 2,5 га.
Таким образом, в случае превышения физическими лицами, ведущими ЛПХ порогов, установленных Кодексом, доходы от такого вида деятельности подлежат налогообложению в одном из следующих порядков:
- уплаты налога на доходы физических лиц в установленном порядке;
- уплаты налога лицом, зарегистрированным в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в размере, определенном для соответствующего режима налогообложения, в том числе единого сельскохозяйственного налога;
- уплаты единого сельскохозяйственного налога индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом;
- уплаты «налога на профессиональный доход» физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим.
АО «Корпорация «МСП» разработано правовое решение («правов'ой кейс») «Налог на профессиональный налог», которое размещено на официальном сайте АО «Корпорация «МСП» в разделе «База правовых решений для субъектов МСП».